Как спецпоезда возят ядерное топливо: подробности спецперевозок госназначения

Источник: СЕГОДНЯ

Особые грузы, которые перевозят эти спецпоезда, называются разрядными или категорийными — каждому виду, в зависимости от степени важности, присваивается определенная категория. Это, например, ядерные материалы, радиоактивные отходы. Причастные к данной сфере структуры нечасто раскрывают ведомственные секреты. Несмотря на ограниченный доступ, нам все же удалось выведать подробности спецперевозок госназначения, узнать, как они осуществляются сейчас и происходили раньше.

В конце прошлого года в зоне отчуждения Чернобыльской атомной началось строительство Централизованного хранилища отработавшего (отработанного — неправильно. — Авт.) ядерного топлива. Объект предназначен для длительного и безопасного хранения ядерного топлива "сухого" типа реакторов ВВЭР трех отечественных атомных станций — Ровенской, Хмельницкой, Южно-Украинской. На Запорожской собственная пристанционная площадка появилась еще в ¬2001-м, и там уже находится более 100 контейнеров.
Ввод в строй суперхранилища намечен на 2019 год. Как ожидается, оно позволит Украине отказаться от поставок этого специфического груза в Россию, что происходит на протяжении двух десятков лет, обходясь примерно в $200 млн ежегодно. "Сегодня" выяснила, как его перевозят и безопасно ли все.
НАЭК: порядок определен соглашением 1990-х
Директор центра внешних информационных коммуникаций НАЭК "Энергоатом" Илона Заец сообщила нам: "Вывоз отработавшего ядерного топлива в РФ осуществляется железнодорожным транспортом в специальных вагонах-контейнерах, предоставляемых российскими предприятиями, перерабатывающими такое топливо. Это происходит в соответствии с Соглашением между правительствами Украины и РФ, утвержденным в 1996 году".
Отходы ядерного топлива относятся к 1 разряду физзащиты. Как пояснила Илона Заец, это требует использования конструкции и упаковки, обеспечивающей невозможность несанкционированного извлечения ядерного материала, минимизацию последствий радиоактивного загрязнения окружающей среды и облучения людей в случае диверсии, а также обеспечения охраны специализированным воинским подразделением.
"Исходя из этого, условия перевозки таких отходов предусматривают их транспортировку отдельным поездом по специально разработанному маршруту. Данные задачи обеспечиваются охраной Нацгвардии Украины на всем протяжении от АЭС Украины до госграницы".
Почему же топливо везут в РФ? Изменить отлаженную систему в один присест невозможно. Переработкой топлива занимаются считанные страны. Такие предприятия, из тех, что поближе, есть во Франции (La Hague), Великобритании (Sellafield) и России ("Маяк"). Но вопрос не столько в цене (хотя и в ней тоже), сколько в том, что на западных заводах топливо используемой украинскими реакторами конфигурации не перерабатывалось. Украина пыталась договориться с европейскими коллегами о переработке топлива, но пока проблема остается. После ввода ЦХОЯТ в эксплуатацию вывоз отработавшего топлива в РФ может быть прекращен.
Нацгвардия: обучение и в Киеве, и в США
До создания Национальной гвардии за этот участок отвечало профильное Управление Внутренних войск МВД по охране атомных станций и других особо важных объектов. Сейчас задачи возложены на Управление важных государственных объектов ГУ НГУ.
Его руководство проинформировало "Сегодня": "В соответствии с международными соглашениями, подразделения Нацгвардии обеспечивают надежную охрану и оборону транспортных средств со свежим и отработавшим ядерным топливом для АЭС Украины, а также транзитной перевозки из РФ в Чехию, Словакию, Венгрию, Болгарию.
...Личный состав подразделений НГУ по охране спецгрузов проходит обучение и повышает квалификацию на базе учебного центра по физзащите, учету и контролю ядерных материалов имени Джорджа Кузмича (Киев), а также профильных Хаммер-центров при Тихоокеанской Северо-Западной национальной лаборатории Министерства энергетики США в Ричленде (штат Вашингтон) и Альбукерке (штат Нью-Мехико).
Отдавая отчет в том, что нарушение безопасности и правил перевозки ядерных материалов может повлечь значительный экономический ущерб, радиационное и химическое загрязнение территории, а главное — привести к человеческим жертвам, личный состав прилагает максимум усилий для неукоснительного выполнения поставленных задач и совершенствования боевого мастерства".
Контрактник: "Служить здесь мне нравится"
Один из нынешних военно-служащих по контракту из подразделения по охране особо важных объектов попросил не упоминать его фамилию, поскольку родные не знают, чем он занимается.
— Боюсь, сразу запаникуют — мол, радиация и все такое, — делится парень. — А у нас ее постоянно замеряют специальным датчиком, и если вдруг возникнет какое-то отклонение, об этом тотчас станет известно... Слышал, спецвагон на заводских испытаниях умышленно пускали под откос с высоты около 100 метров, и герметичность не была нарушена. Как бронепоезд.
Контрактник говорит, что служба ему в основном нравится. Жизнь на колесах, еще и с таким необычным грузом, который охраняет, — настоящий экстрим.
— Когда-то караулы ехали в теплушках и тулупах, а сейчас у нас комфортабельный вагон с несколькими купе, своей кухней, своим поваром, удобствами — чем не СВ! Службу несем по очереди, отношения нормальные, дружеские, но в братание не переходящие. Алкоголь исключен. И курить стараемся меньше — здоровье надо беречь, пока молодой.
Пища нормальная, вкусная, мясо, масло по усиленному варианту. Зарплата более 10 тысяч. Короче, уходить причин не вижу. А вот съездить в Штаты не отказался бы. У нас там стажировку по антитеррору проходят, и вообще — поучиться бы не мешало. Службой доволен, и друга агитирую к нам прийти: пускай присмотрится и решит, лежит душа или нет...
Нормативно-правовая база
Правила безопасной перевозки радиоактивных веществ МАГАТЭ, Конвенции о физзащите ядерных материалов, оперативном оповещении и оказании помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, Кодекс практики о международном трансграничном перемещении радиоактивных отходов МАГАТЭ, Соглашение об основных принципах сотрудничества государств — участников СНГ в области мирного использования атомной энергии (1992 год), Соглашения между правительствами России и Украины о научно-техническом и экономическом сотрудничестве в области атомной энергетики (1993) и транспортирования ядерных материалов (1996), о перевозках специальных грузов и продукции военного назначения государствами — участниками СНГ (1995), Постановления КМУ №№980-96-п от 19.08.1996, 625 от 26.04.2003, 1373 от 15.10.2004, 338 от 13.08.2014, Приказ Госатомрегулирования от 4.08.2006, Закон о Нацгвардии Украины, другие документы.
Разгрузка. Из прибывшего в РФ состава извлекается топливо
Офицер: "В такие подразделения всегда отбирали лучших"
Мы разыскали ветеранов, согласившихся рассказать, как была организована перевозка особо важных грузов. Физическая защита ядерных установок и материалов, охрана особо важных объектов и спецгрузов — этими вопросами Петру Ивановичу Гуменюку поручалось заниматься в Главном управлении ВВ МВД Украины, где он прослужил более 10 лет. А до этого возглавлял службу химзащиты войск, куда был переведен из Днепропетровска, из так называемого промышленного полка, отвечавшего за охрану спецгрузов очень засекреченных тогда "почтовых ящиков" — производственного объединения "Южмаш" и КБ "Южное".
— У нас хоть и были допуски, позволявшие владеть разного рода секретами, но в тонкости того, что за "изделия" охраняем и сопровождаем, старались не вникать, меньше знаешь — крепче спишь, — слегка лукавит полковник в отставке, впервые дающий интервью. — Задача была такая — принять спецгруз, в целости-сохранности доставить к месту назначения и сдать по акту.
В подразделения по охране особо важных грузов отбирали только лучших.
— Люди в карауле, а это небольшое замкнутое пространство, могли находиться сутками, иногда неделями — маршруты были в отдаленные населенные пункты Сибири, Урала, Дальнего Востока. И у каждого табельное оружие. Поэтому подбирали их с учетом психологической совместимости, уравновешенных, спокойных. Физически выносливых, способных стойко переносить тяготы кочевой жизни.
И тех, у кого до призыва не было проблем с законом, для чего каждого кандидата подвергали спецпроверке до десятого колена. Не брали парней с татуировками. Кто в обиходе сквернословил, был груб, бесцеремонен — тоже отказывали. — Ребята же из прошедших все проверки и тесты чувствовали себя элитой, чем по праву гордились, понимая, какая на них лежит ответственность, — не без некоторого пафоса продолжает Петр Иванович. — Ну и командование не давало послаблений — мелочей в службе не бывает.
Полковник заверяет, что на его памяти не было каких-то экстраординарных ситуаций. Правда, пару раз "литерный" поезд со спецгрузом хотели... сфотографировать.
— В обоих случаях таких фотографов замечали машинисты составов и тотчас сообщали по рации начальникам ближайших станций. Те информировали компетентные органы, дальше включался отработанный механизм розыскных мероприятий, и в течение нескольких часов виновных в переполохе находили.
Собеседник не знает, чем заканчивались расследования ("о его результатах не уведомляли"), но припоминает, что любителями запечатлеть "атомный" поезд были иностранные граждане. Возможно, те проявляли не праздный, а профессиональный интерес.
Что касается непосредственно службы, то Петр Иванович рассказывает, что о расписании и предстоящем маршруте следования спецэшелона было известно лишь очень узкому кругу должностных лиц.
— В целях безопасности ограничивали информацию только теми, кто имел к ней прямое отношение. Расписание соблюдалось с точностью до минут. Движение планировалось, как правило, в ночное время суток, дабы не привлекать внимание зевак. Поезд со спецгрузом ни при каких обстоятельствах не мог быть остановлен на перегоне. Доступ посторонних внутрь вагонов и приближение к ним не допускались. По прибытию на железнодорожную станцию у вагонов сразу выставлялась охрана. С так называемой горки их спускать запрещалось. Машинист локомотива и его помощник имели соответствующие допуски-разрешения для такого рода рейсов. В общем, ничего лишнего, все — согласно служебным приказам и ведомственным инструкциям...
Уже в бытность Гуменюка заместителем руководителя управления — начальником отдела его подчиненные не только сопровождали ядерные материалы с украинских АЭС в Россию, а и встречали транзитные составы, следовавшие туда из Болгарии, Венгрии, Словакии, Чехии. Происходило это так: до границы поезд находился под опекой военнослужащих той страны, откуда направлялся, в пункте пропуска его принимали наши, они же обеспечивали охрану до кордона с РФ, где, в свою очередь, передавали эстафету россиянам.
— Все обусловлено двух- и трехсторонними межправительственными соглашениями, так что никакой самодеятельности быть не могло, — подчеркивает бывалый офицер.
Впрочем, однажды в 90-х, еще до подписания одного такого соглашения, транзитом через Украину двигался спецпоезд из Болгарии. Была договоренность, что его беспрепятственно пропустят в сопровождении молдавского караула по территории Приднестровья. А тамошние стражи порядка решили поиграть мускулами, показав, кто в ПМР хозяин. И... разоружили караул.
— Это были террористы, диверсанты или пьяное хули¬ганье?
— Это были просто неумные люди, — тщательно подбирая слова, отвечает Гуменюк. — Амбиции захлестывали и ослепляли их на фоне разделивших Молдавию и Приднестровье событий. К счастью, оружие караулу вернули, инцидент был исчерпан, но уроки из ЧП извлекли...
Ветеран говорит, что сейчас уровень профессионализма военнослужащих, которые служат в подразделениях по охране особо важных грузов, значительно вырос, и техника не та, что была:
— Наши ребята принимают участие в совместных с зарубежными коллегами учениях, бывают за границей, тренируются в лучших центрах, оттачивая мастерство и практические навыки. У них неплохое оружие, современные инженерно-технические средства охраны — сканеры, космическая связь, чувствительные системы обнаружения, контроля. Рад, что это поднимает надежность на порядок выше.
Спецхран: уже не за горами
Мы начали материал со строительства ЦХОЯТ и им закончим. В "Энергоатоме" не разделяют обеспокоенности некоторых экологов близостью объекта к столице и ненадлежащим, по их мнению, уровнем безопасности. Илона Заец назвала размещение хранилища в Чернобыльской зоне отчуждения "обоснованно логичным и наиболее приемлемым", так как эти "земли не будут заселяться и обрабатываться из-за значительного радиоактивного загрязнения" и "близко расположенных к объекту населенных пунктов нет".
"Ближайшие — в 25 км от площадки ЦХОЯТ, а проектная зона наблюдения (возможного воздействия) — лишь 1 км. До Чернигова — 90. Сравним: в Бельгии "сухое" хранилище для отработавшего ядерного топлива на АЭС "Дуль" — в 15 км от миллионного Антверпена и 50 км — от Брюсселя..."
И тезисно: проект предусматривает хранение топлива Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС, не импортного... Сомнения по поводу якобы недостаточной безопасности безосновательны — заложены меры надежной защиты персонала, населения, окружающей среды от ионизирующих излучений в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
До ввода объекта не так уж много времени. Но "атомные" поезда будут курсировать и дальше.
Без маскировки. В США и Европе такие грузы перемещают и днем. Фото: AFP

Читай також

Архів